Согласно современным представлениям о структуре дефекта, для дошкольников с ФФНР типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.
При составлении диагностического комплекса для исследования фонематического восприятия у детей былииспользованы методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г., Коноваленко В.В., Коноваленко В.С., Волковой Г.А., Дьяковой Н.И., методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. В диагностический пакет вошли следующие задания.
I блок
1. Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов.
1) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Если ребёнок дефектно произнесёт звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).
ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА
ГА-КА-ГА, КА-ГА-КА
БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА
КА-ХА-КА, ХА-КА-ХА
СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ША-СА-ША
ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША
ЧА-ТЯ-ЧА, ТЯ-ЧА-ТЯ
СЯ-ЩА-СЯ, ЩА-СЯ-ЩА
РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА
ВА-ФА-ВА, ФА-ВА-ФА
2) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
КОТ-ГОД-КОТ
ТОМ-ДОМ-ТОМ
ПОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА
ТАПКИ-ТЯПКИ-ТАПКИ
Критерии оценки:
5 баллов—все задания точно воспроизводятся;
4 балла—имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла—задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;
2 балла—большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно—слоговые (словесные) пары;
II блок
2. Дифференциация звуков в произношении слов.
1) Инструкция: повтори пары слов.
КРЫША—КРЫСА
РОЖИ—РОЗЫ
ЧЁЛКА—ТЁЛКА
ЦАПЛЯ—САБЛЯ
КАСКА—КАЧКА
ЧЁЛКА—ЩЁЛКА
ГАЛЬКА—ГАЙКА
ГАЛКА—ГАЛЬКА
РАК—ЛАК
МАРКА—МАЙКА
МОРЯК—МАЯК
ПОЧКА—БОЧКА
ДОЧКА—ТОЧКА
КОСТИ—ГОСТИ
МЫШКА—МИШКА
КОСА—КОЗА
2) Инструкция: повтори за мной предложение.
СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ.
СТАРУШКА СУШИЛА ПУШИСТУЮ ШУБУ.
РЕКА ТЕЧЁТ, А ПЕЧКА ПЕЧЁТ.
ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ.
ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ.
У СОНИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.
ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.
В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ.
Критерии оценки:
4 балла—встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в несколько замедленном темпе);
3 балла—задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок;
2 балла—задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;
1 балл—неадекватные ответы, отказ от выполнения.
3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.
1) Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно—не хлопай.
Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
ШАНКИ-ФАНКИ-СЯНКИ-САНКИ-ТАНКИ
ПТЕНЕЦ-ПТЕНЕСЬ-ТИНЕТЬ-ПТИНЕЧ
ФТАРУФКА-ШТАРУШКА-СТАЛУСКА-СТАРУШКА-СТАЮСЬКА
СЛЯПА-ШЬЯПА-ФЛЯПА-ШЛЯПА-ХЛЯПА
2) Инструкция: повтори за мной предложения.
ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.
СТЕРЕГЛА ЦЫПЛЯТ ВАРВАРА, А ВОРОНА ВОРОВАЛА.
НЕ ВОДИЛИ ФАНЮ В БАНЮ, ИСКУПАЛИ В ВАННЕ ФАНЮ.
Критерии оценки:
5 баллов—все задания выполняются верно;
4 балла—часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;
3 балла—ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла—часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 балл—задания не выполняются.
III блок
4. Звуковой анализ слов.
1) выделить первый и последний звуки в словах:
АИСТ—ОСЛИК—УГОЛ;
2) назвать все звуки в слове по порядку:
РЫБА—МУХИ—КОТИК—ЖАБЫ;
3) определить количество слогов в слове:
ДОМ—РУКА—МЕТРО—КЕНГУРУ;
4) определить 2-ой, 3-ий, 4-ый звук в словах:
2-ВРАЧ, 3-МЫШКА, 4-КРОТ, ЛОДКА;
5) добавить звук в словах:
ВОР—ДВОР, ВОЛ—ВОЛК, ЁЛКА—ТЁЛКА;
6) заменить звук в словах:
СОК-СУК-ЛУК, ЛИСА-ЛИПА-ЛУПА.
Критерии оценки:
3 балла—правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;
2 балла—правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;
1 балл—задания не выполняются.
5. Звуковой синтез слов.
Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.
1) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 3с), и воспроизвести его слитно:
Р-О-Г; Р-О-С-А, Г-Р-О-Т, К-А-С-К-А;
2) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы даётся звуковой сигнал), и воспроизвести его слитно:
К-Л-А-Н, Б-У-С-Ы, К-У-С-Т-Ы;
3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:
Н-С-Ы—СЫН, Р-Г-У-К—КРУГ, ШАД-ЛО-КА—ЛОШАДКА.
Критерии оценки:
5 баллов—правильно выполняются все задания;
4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла—правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда—название звука или слога);
2 балла—правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;
1 балл—задания не выполняются.
Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 25. Если принять эту цифру за 100%, то по аналогии с оценкой успешности выполнения заданий, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных речевых проб или всех заданий методики и соотнести её с одним из пяти уровней:
5 уровень (очень высокий)—100% (25 баллов)
4 уровень (высокий)—80-97% (20-24 балла)
3 уровень (средний)—40%-79% (10-20 балла)
2 уровень (низкий)—13%-39% (4-10 баллов)
1 уровень (очень низкий)—12% (3 балла)
Можно дать следующую краткую характеристику данных уровней сформированности фонематического восприятия:
5 уровень—развитие фонематического восприятия выше нормы;
4 уровень—развитие фонематического восприятия в норме;
3 уровень—развитие фонематического восприятия чуть ниже нормы;
2 и 1 уровни свидетельствуют о системной речевой патологии, где отмечается несформированность фонематических процессов.
Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. При качественном анализе результатов выполнения речевой методики выявляются наиболее нарушенные стороны фонематического восприятия и анализируется соотношение речевых нарушений с отклонениями со стороны различных сторон познавательной деятельности.
Литература
1. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ,
2005.
2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г.А. Волкова.- М: «Сайма», 1993.
3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева.- Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
4. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н.И. Дьякова.- М.: Сфера, 2010.
5. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Пособие для логопедов. - М.: Гном и Д`, 2001.
6. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - С-П.: «Союз», 2001.
7. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2005.
8. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. - М.: Аркти, 2003.
9. Орфинская В.К. О воспитании фонематических представлений в младщем школьном возрасте / В.К. Орфинская // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена, 1946.
10. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим нарушением / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: «Гном и Д», 2000.
11. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелёва // Дефектология, 1986.- № 3.
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить.* Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков нехстойчмвпй_ артикуляции, искажение звуков, правильно произн осимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:
\/" узнавание, различение и сравнение простых фраз;
\у выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);
\/" различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);
\у- запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); v запоминание звуковых рядов.
Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)
Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ТТТА-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА--ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.
Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость - глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.
Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.
^ Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.
\Г Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса - крыша, день - тень, булка - белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восп риятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи мо- гут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.
Некоторые представления о степени развития фонематическ ого восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролиру ет свое неправильное произношен ие и насколько он способен р азличать, правильна ли предъявляена ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения ив чужой речи.
В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.
В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.
ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Понимание речи, или «смысловое восприятие речи», является необходимым условием общения. Оно включает восприятие звуков речи (фонем), узнавание слов, понимание значения слов, отношений между словами, фраз и смысла обращенной речи.
Дефекты понимания речи могут проявляться при нарушении различных лингвистических операций и имеют разную патопсихологическую характеристику в зависимости от формы речевой аномалии.
Обследование понимания речи детьми с речевой патологией является очень важным в теоретическом и практическом плане.
Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.
Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен убедиться в том, что у обследуемого ребенка полностью сохранен физический слух. Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха. Напомним, что грубое нарушение фонематического слуха, являясь одним из главных признаков сенсорной афазии, не остается изолированным ее симптомом, а приводит к целому ряду вторичных расстройств, составляющих ее структуру. В этих случаях испытуемый не в состоянии выделить смыслоразличительные признаки речевых звуков, и они воспринимаются нечленораздельно. Этот первичный дефект приводит к непониманию смысла слов. Дети с первичными сенсорными расстройствами - редкое явление в логопедической практике, и описание структуры их речевого дефекта требует особого рассмотрения.
У детей с частичным нарушением фонематической системы особенности импрессивной стороны речи во всех ее звеньях могут быть весьма различными. Кроме того, у детей с первичным дефектом моторной стороны речи вторично страдает понимание сложных форм импрессивной речи.
Подчеркнем, что и в этих случаях исследование степени понимания речи является необходимым, т.к. до сих пор встречается определение нарушения речи по типу «моторной алалии» как дефекта, при котором дети хорошо понимают обращенную речь, но испытывают большие трудности только в самостоятельном пользовании речью. Логопеды часто проводят обследование таких детей лишь со стороны более выраженного дефекта активной речи. Вопрос о понимании речи у детей этой категории был впервые поставлен в специальном исследовании Г.И. Жаренковой, свидетельствующем о том, что у детей с общим речевым недоразвитием, к которым могут быть отнесены и дети с моторной ала-лией, имеется целый ряд отклонений в понимании речи. Часто это остается незамеченным благодаря хорошей ориентировке и опоре детей на ситуацию общения и относительной сохранности лексических значений. Однако детальное обследование с использованием специальных приемов, которые исключают опору на ситуацию, дает возможность выявить различные степени отклонения в понимании грамматических форм («импрессивный аграмматизм»).
Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Целесообразнее чередовать приемы, направленные на выявление особенностей собственной речи ребенка и понимание им речи окружающих. Это обусловлено сложным системным строением речевой функции, при котором нарушение фонематического восприятия приводит к вторичному нарушению артикулирования и влияет на экспрессивную речь, а нарушение артикуляторных механизмов сказывается на восприятии речи и понимании ее смысла.
Проводя обследование, логопед должен учитывать, что в зависимости от того, какие стороны речи окажутся наиболее нарушенными, дефект речи ребенка будет квалифицироваться по-разному и направления коррекционной работы будут также различными.
Обследование понимания слов
Это один из существенных этапов исследования импрессивной стороны речи. Полноценным понимание слов может быть только при наличии достаточно развитого фонематического восприятия у ребенка и прочной связи между стабильным звуковым комплексом и предметом, действием, качеством, отношением, которые он обозначает.
Для исследования понимания слов (номинативной функции слова) можно использовать следующие приемы:
1. Ребенок должен показать называемые логопедом предметы. 15олее легким является называние предметов, изображения которых он видит на предъявленных ему картинках: молния, клюв, ноготь, сачок, весло, вывеска, табуретка, калитка, сковородка перчатка, шапка, кепка, шляпа, жук, муравей, комар, кузов, кабина и т.д.
Ребенку предъявляют ряд картинок (3-4-5) и предлагают показать, где клюв, где весло и т.п.
Для детей 5-6 лет можно условия обследования усложнить, расширив объем воспринятого на слух. Перед ребенком раскладывают 6-8 картинок, и он должен показать последовательно 2-3 предмета: «Где стакан, книга, ручка, где перчатки, фартук, сачок?-». Можно использовать также следующий прием: логопед называет и просит показать предметы, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке: «Покажи глаз, ухо, нос. Покажи колено, локоть, подбородок, брови. Покажи окно, подоконник, форточку, замок».
А.Р. Лурия рекомендует использовать многократное повторение слов или группы слов для проверки понимания в затрудненных условиях. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш., стакан, книгу». Необходимо обратить внимание, возникает ли «отчуждение» смысла слова. В этом случае у ребенка может страдать не дифференцированное восприятие звуков, а удержание их последовательности и объема. Нарушение смысловой стороны речи в этих случаях выступает более отчетливо при отсутствии соответствующей картинки или предмета и менее отчетливо, когда предъявляемое на слух слово сопровождается показом названного предмета.
Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой - книга. Логопед называет слово «читает» - ребенок должен показать соответствующую картинку.
Известно, что дефекты фонематического восприятия не всегда сопровождаются нарушением всех форм слухового анализа. В некоторых случаях может сохраниться дифференциация ритмических отношений, составляющая основу овладения слоговой структурой слова. Поэтому большое значение для восприятия слова приобретает длина слова, т.е. общий звуко-слоговой рисунок слова. Ребенок с негрубо нарушенным фонематическим восприятием легко воспримет слова, различающиеся по слоговой структуре, и допустит ошибки при восприятии слов, различающихся 1-2 фонемами.
Особое внимание должно быть обращено на понимание слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ. Слова, выбранные для обследования, должны иметь сходную звуко-слоговую структуру, но различаться как гласными, так и согласными звуками. Известно, что восприятие на слух звонких и глухих фонем, т.е. фонем, различающихся по акустическим признакам, представляет специфическую трудность для детей с фонематическим недоразвитием. Восприятие гласных звуков и звуков, сходных по артикуляции («гоморганных»), может представлять трудность для детей с некоторыми формами дизартрии и для детей с врожденными расщелинами нёба.*
Предъявляются пары «конфликтных» картинок, и логопед называет одну из них. Это же задание может быть использовано для исследования понимания чтения. Тогда одно из слов, обозначающих предметы, пишется на отдельной карточке, и ребенок, прочитав, указывает соответствующую картинку. Например:
2) Ворона |
Ворона Ворота и т.д.
Для выявления особенностей понимания слов детьми, владеющими фразовой речью и имеющими более стертые проявления речевого недоразвития (условно - III уровень), следует использовать сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте.
Различные виды заданий, предполагающие выбор слов различных лексических типов: синонимов, антонимов, многозначных слов, - направлены на выявление этой языковой способности. Для правильного выполнения подобных заданий необходим более высокий уровень понимания речи, на котором в большей степени взаимодействуют речевые и мыслительные операции.
Включает обследование фонематического слуха, восприятия, представлений, навыков звукового (фонематического) анализа и синтеза.
Изучение этих навыков проводится, в зависимости от возраста ребенка и речевого онтогенеза.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, который позволяет дифференцировать все фонемы родного языка, различать слова сходные по звучанию, слова с оппозиционными звуками (слова-паронимы «лак-рак, мишка - миска»). Это способность, частично заложенная природой (этот процесс формируется к 2-м годам), частично развивается под воздействием общения с окружающими людьми.
Онтогенез:
1.7г. – 1.8г . – значительные изменения в фонематическом слухе.
К 2-м годам первичный фонематический слух оказывается сформированным, т.е. дети различают твердость и мягкость согласных (покажи, где мишка, а где мышка).
В 3 года – ребенок хорошо различает правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи, хотя сам правильно все звуки произносить не может (физиологическое косноязычие).
К 5 годам у ребенка в норме формируется правильное звукопроизношение и различение всех фонем родного языка. Так же спонтанно формируется способность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
Элементарные формы звукового анализа – выделение первого гл. звука в слове и последнего согласного звука в слове;
*Более сложные формы звукового анализа формируются в условиях специального обучения на этапе подготовки в школе:
Выделение первого согласного «Кошка», последнего гласного звука «кошкА», слогообразующего гласного «кОт,кИт» формируются в условиях специального образования.
Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по определению наличия звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине, концу слова, количества и последовательности звуков.
Звуковой анализ слова – ориентация в звуковой оболочке слова (какой звук ты слышишь в начале слова, в конце слова, в середине слова; какой звук ты слышишь в слоге, какой звук стоит в слове перед заданным звуком, после заданного звука, какова последовательность и сколько звуков в слове).
Недостатки фонематического слуха и фонематического восприятия нарушают процесс формирования звукового анализа и синтеза. В тоже время звуковой анализ и синтез достаточно самостоятельный процесс, который может быть нарушен у ребенка и с правильным звукопроизношением, т.к. может страдать линейная последовательность (сукцессивные процессы).
К вопросу обследования …В ходе обследования можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки С и Ш , однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим ("У кос ки пусиштый хвост"). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таки образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.
Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребёнком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. Ниже приводится примерный перечень слов и словосочетаний:
К -X: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;
Ль- Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;
С-Ш : у Сашеньки шесть стёклышек. Саша идёт по шоссе. Машинист сошёл с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;
3-Ж: У Зои жёлтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; жезл;
С-С"-Ч : Сонечка, сачок, скачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;
Т"-Ч : учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать; «Течет, течет – не вытечет»;
Ч-Ц : ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек, кончается,
лечебница;
Ч-Щ: чаща, чище, щёточка, часовщик, учащийся, скучающий, щёчки;
«Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока ».
С-Ц : спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; соцветие.
Щ-С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий, моросящий.
Л-Р : Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглёр, выиграла,
мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролёр.
Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребёнку повторять их отражённо.
Обследование фонематического слуха
После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребёнок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции и близким по звучанию.
1. Выявить, как ребёнок слышит звук в ряде других звуков (звуки далёкие и смешиваемые). Например, "Если услышишь звук с, хлопни в ладоши: с, н, к, с, л, ш, с, ц и т.д. "
5) Определить, может ли ребёнок отобрать картинки с заданным звуком: а ) картинки называет логопед; б)ребёнок самостоятельно выбирает картинки;
в
) предложить ребёнку самостоятельно придумать слова с заданным
звуком.
Приемы обследования фонематического слуха
1. Различение слов -паронимов на слух
Паронимы – слова, отличающиеся только 1 оппозиционным звуком.
Оппозиционные звуки – это звуки сходные по большинству признаков и отличающиеся тонкими акустико – артикуляционными признаками (твердость - мягкость, звонкость - глухость, шипящие-свистящие-аффрикаты, сонорные Р-Л,Рь-Ль).
Инструкция: Я буду тебе называть картинки, а ты мне их показывай; или «Объясни, что означает слово»; или «Дай мне миску, а себе возьми миш ку (ранний возраст).
2. Различение на слух слов фонетически сходных, но разных по значению, т аких как: «земля - змея, выход - выдох».
Пример. Инструкция: "Покажи, где: дочка, почка, кочка".
Инструкция : скажи, что означает «земля», а что такое «змея»; что такое «выдох», а что такое «выход».
Приемы чередуются, если недостаточно одного приема, то они комбинируются.
Приемы обследования слухового восприятия
1. Как ребенок слышит звук в ряде других звуков, слогов, слов.
Звуки – далёкие и смешиваемые.
Например, «Если услышишь звук с, хлопни в
ладоши:
с, н, к,
с, л, ш,
сь, ц». и т.д.
"
2) Определить, как ребёнок различает заданный слог в ряде других
слогов. Слоги подбираются так же, включаются смешиваемые
звуки, прямые и обратные.
Например: са, ша, ба, са, ма, ас, ца, ща, жа, аш.
3) Определить, слышит ли ребёнок заданный звук в слове.
Инструкция : хлопни в ладоши, когда услышишь звук. Ребенку предлагается цепочка слов с заданным звуком и без заданного звука.
При подборе лексического материала, включаем слова:
а ) с заданным звуком (звук в начале, середине, конце слова);
б
) слова, исключающие заданный звук;
в
) слова со смешиваемыми звуками.
Данный раздел обследования проводится как на сохранных, так и на нарушенных в произношении звуках. Необходимо установить, нарушение касается только нарушенных в произношении звуков (когда ребенок не слышит собственного дефекта), либо это нарушение касается как нарушенных, так и сохранных в произношении звуков.
Этот раздел может варьироваться, в зависимости от задач обследования.
На начальном этапе (подготовительный) коррекции звукопроизношения, необходимо уточнить, слышит ребенок свой дефект или нет, слышит он правильный звук в ряду других звуков, слогов, слов.
Интерпретация результатов : дети со стертой дизартрией часто не слышат своего дефекта (межзубный сигматизм), лучше слышат свой дефект в речи окружающих, лучше слышат в речи окружающих дефект, отличный от своего. Т.е. вторично страдает фонематическое восприятие.
-«у кошки пусшистый хвост» - нарушена дифференциация. Задания на слова -паронимы «миска-мишка, крыша-крыса».
-Замена Л на В, во всех фонетических условиях - необходимо выяснить, какая это замена, фонетическая или фонематическая. Ребенку предлагается пара картинок на Л и на В.
Инструкция: Покажи где?. Если ребенок не различает слова – это может быть фонематическая замена.
- замена звука С на звук Т.
Инструкция: покажи где «санки», а где «танки». Если различает, значит это фонетическая замена и фонематический слух у него сформирован.
Обследование фонематического слуха
Используемый речевой и наглядный материал
Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных
А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И
П, Н, М, К, Т, Р
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:
а) звонких и глухих
б) шипящих и свистящих
в) соноров
П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф
С, З, Щ, Ш, Ж, Ч
Р, Л, М, Н
3. Повторить за логопедом слоговой ряд:
а) со звонкими и глухими звуками
б) с шипящими и свистящими
в) с сонорами
ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА
РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА
4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»
ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ
5. Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»
ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ
6. Придумай слова со звуком «З»
7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок
КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА
8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия
БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ
9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце)
ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ
10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш
СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ
Обследование фонематического восприятия.
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребёнка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и чётко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха являются главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Однако у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочёты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Необходимо поэтому определить вторичные проявления фонематического недоразвития при дефектах в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используются приёмы, исправленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определённых слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной – МА – МО - МУ, с изменением согласной – КА-ВА-ТА, ПА-ХА-ПА)); запоминание звуковых рядов.
С целью выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков и пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчётливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)
Ребёнку предлагается повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.
Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость- глухость), в то время как другой части нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.
Могут быть выявлены случаи, когда задание воспроизвести серию из 3 слогов является недоступным или вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребёнок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует применять задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того, чтобы выяснить, различает ли ребёнок, исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом требуемого звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук «у» из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА,ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.
Хорошо выявляет затруднения фонематического восприятия подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки со словами, начинающимися на звук Р и на звук Л, на звук С и Ш, звук С-З и др. С этой целью логопедом подбираются комплекты предметных картинок, которые предъявляются в перетасованном виде.
Следует проверить, как ребёнок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса-крыша, день-тень, булка-белка). Ребёнок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу или различными. Этот приём выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия.
Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребёнок контролирует своё неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.
Обследование детей в группе ФФНР осуществляет логопед. С результатами логопедического обследования знакомится воспитатель, анализирует их, заполняет соответствующие страницы в «Журнале воспитателя». Воспитатель должен уметь анализировать состояние речевой функции детей с ФФНР и владеть некоторыми приемами речевого обследования.
Теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента проводилось на основе анализа научно-методической литературы. Исследование ученых: Д.Б. Эльконина , Г.В.Чиркина , Т.Б. Филичевой , Л.Е. Журовой , показало, что у детей формирование таких процессов как слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховая память, является предпосылкой формирования фонематического восприятия - способности различать и выделять фонемы звучащей речи. На основе всех этих процессов, а так же в процессе развития более сложных форм мышления, формируются аналитико-синтетическая деятельность, которая позволяет совершенствоваться способности к фонематическому анализу и синтезу.
Исследования ученых (Л.Е. Журова , Р.Е. Левина , Л.В. Лопатина , В.К. Орфинская , Е.Ф. Соботович , Т.А.Ткаченко , Н.X. Швачкин , Д.Б. Эльконин и др.) показали, что фонематическое восприятие, анализ и синтез ведется следующим образом: выделение звука на фоне слога; выделение первого и последнего звуков слова; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим.
Современные исследования (В.И. Бельтюков , Л.В. Лопатина , Е.Н. Винарская , Т. Б Филичева , Г.В. Чиркина и др.) об этиологии, патогенезе и симптоматике стёртой дизартрии свидетельствуют о том, что ведущим дефектом является фонематических процессов. Речевая симптоматика при стёртой дизартрии наблюдает нарушения звукопроизношения: отсутствие, замена, искажение звуков. Среди искажений наиболее часто встречается боковое произношение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков.
При подборе методики были использованы материалы представленные в работах Е.Ф. Архиповой , Л.В. Лопатиной , Н.В. Серебряковой , Т.Б. Филичевой , М.Ф. Фомичевой , Г.В. Чиркиной .
Методика включала 2 раздела:
- - Исследование выполнения операций на невербальном материале.
- 1) узнавание неречевых звуков;
- 2) различение высоты, силы, тембра голоса.
- - Исследование выполнения операций на вербальном материале.
- 3) дифференциация фонем;
- 4) дифференциация слогов;
- 5) различение слов, близких по звуковому составу;
Узнавание неречевых звуков
1).Цель: выявить у дошкольников со стертой дизартрией умение воспринимать неречевые звуки на невербальном материале.
Материал: музыкальные инструменты: бубен, погремушка, колокольчик.
Процедура исследования : испытуемому предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик, дается инструкция.
Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».
Способы оценки:
2).Цель: выявить у дошкольников со стертой дизартрией умение различать высоту, силу, тембр голоса невербальном на материале.
Материал : сказка «Три медведя»
Процедура исследования: экспериментатор произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.
- -- Кто спал на моей кровати? (низко)
- -- Кто ел из моей миски? (средне)
- -- Кто сидел на моем стуле? (высоко), дается инструкция.
Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит».
Способы оценки:
4 балла - точное выполнение задания
3 балла - допускает негрубые ошибки
2 балла - выполнил 0,5 задания верно
1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 - отказ или невыполнение задания
Дифференциация фонем
3).Цели : исследование навыков дифференциации фонем на вербальном материале у дошкольников со стертой дизартрией.
Материал: предметные картинки
Процедура исследования: экспериментатор раздает заранее картинки, дается инструкция. Испытуемые, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит -- у-у-у, девочка плачет -- а-а-а, птичка поет -- и-и-и, корова мычит -- м-м-м, молоток стучит -- т-т-т, ветер воет -- в-в-в) должны поднять соответствующие картинки.
Способы оценки:
4 балла - правильное выделение звука
3 балла - допускает негрубые ошибки
2 балла - выполнил 0,5 задания верно
1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 - отказ или невыполнение задания
Дифференциации слогов
4).Цель : определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость -- глухость, твердость -- мягкость, свистящие -- шипящие и так далее, у дошкольников со стертой дизартрией на вербальном материале.
Материал : карточки со слогами
ба-па та-да за-са жа-ша ша-ща ча-тя ся-ща
па-ба да-та са-за ша-жа ща-ша тя-чя ща-ся
Процедура исследования: экспериментатор просит испытуемого послушать слоги, произносит их, затем дает инструкцию.
Инструкция : «Повтори слоги »
Способы оценки:
4 балла - правильное повторение всех рядов
3 балла - допускает негрубые ошибки
2 балла - выполнил 0,5 задания верно
1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 - отказ или невыполнение задания
Различение слов, близких по звуковому составу
5).Цель : Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу, у дошкольников со стертой дизартрией на вербальном материале.
Материал: предметные картинки.
Процедура исследования: экспериментатор показывает испытуемому картинку и четко называет изображение, дается инструкция. Затем испытуемый, ориентируясь на картинку, должен опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова (шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа; баман, панан, банан, ваван, баван).
Инструкция : «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, а если правильно -- не хлопай».
Способы оценки:
4 балла - точное выполнение задания
3 балла - допускает негрубые ошибки
2 балла - выполнил 0,5 задания верно
1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 - отказ или невыполнение задания.
На основе критериев оценки выполнения заданий выявляем уровни сформированности фонематического воприятия у дошкольников, подсчитывая для каждого испытуемого средний балл.
Низкий уровень (0 баллов) - Значительно несформировано фонематическое восприятие. Дети чаще всего не выполняют задания или ошибаются при выполнении даже лёгких заданий.
Уровень ниже среднего (1 балл) - Несформировано фонематическое восприятие. Дети часто допускают ошибки при выполнении наиболее трудных заданий, либо не выполняют их.
Средний уровень (2 балла) - Фонематическое восприятие сформировано не полностью. Дети не могут выполнить правильно большинство заданий. Простые задания у детей не вызывают затруднений.
Уровень выше среднего (3 балла) - Фонематическое восприятие сформировано не полностью. Дети выполняют правильно большинство заданий, изредка допуская ошибки при выполнении сложных.
Высокий уровень (4 балла) - Сформировано фонематическое восприятие. Дети правильно выполняют все предложенные задания.