» » Практикум по сказкотерапии. Семинар — практикум по сказкотерапии для педагогов на тему: «Сказочный калейдоскоп Зинкевич евстигнеева т д практикум по сказкотерапии

Практикум по сказкотерапии. Семинар — практикум по сказкотерапии для педагогов на тему: «Сказочный калейдоскоп Зинкевич евстигнеева т д практикум по сказкотерапии

ПСИХОТЕРАПИЯ
НА ПРАКТИКЕ
Т. Д. ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА
ПРАКТИКУМ ПО
СКАЗКОТЕРАПИИ
о
РЕЧЬ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам,
психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто чувст-
вует близость к сказочному жанру. В популярной форме рассказыва-
ется о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно
использовать в процессе психологической, педагогической и воспита-
тельной работы; обсуждаются приемы создания специализированных
сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональ-
ные проявления, коррегирующих поведение и способствующих тера-
пии в острых стрессовых ситуациях. Издание носит хрестоматийный
характер: приводятся сказки для практической работы с комментари-
ями и рекомендациями по использованию.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из
нас, кто незаинтересован классическими вариантами сказочных
историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы,
любовные романы и фэнтези. Но что это, если не современные
сказки?
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы
их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным сто-
лом, смотрим шоу по телевизору.
Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естест-
венная форма взаимодействия между людьми. Поэтому мы счита-
ем сказкотерапию - естественной формой общения и передачи
опыта, органичной системой воспитания новых поколений.
На семинарах по сказкотерапии мы исследуем сказочные об-
разы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. И часто, в
первый день занятий, приходится слышать просьбу участников:
Обычно мы отвечаем: лучшие сказки вы напишите и подберете сами>. хотя бы ориентиры!> - просят участники семинара. В ответ на
эту просьбу Вы держите в руках наше руководство. Эта книга
будет полезна и тем, кто предпочитает работать с готовым мате-
риалом, и тем, кто любит писать сказки сам.
Итак, нам предстоит увлекательное путешествие по разнооб-
разным сказкам. Что-то может вызвать у Вас улыбку, что-то под-
толкнет к размышлениям, а что-то побудит к творчеству.
Многие из приведенных здесь сказок написаны людьми, ко-
торые никогда раньше этого не делали, и тем не менее, на одном
дыхании создали неповторимую сказочную историю. Быть может
и Вы, уважаемый читатель, вдохновитесь этим опытом и довери-
те бумаге сказку Вашей Души?..
Практикум по сказкотерапии
Вы узнаете как работать с художественными сказками; как
самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и
гармонично изменять поведение; как использовать сказки в ра-
боте с такими ситуациями, в которых, на первый взгляд, психо-
лог бессилен... Но, самое главное, Сказка, живущая внутри Вас,
развернет перед Вами сокровища Вашей души.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,
ОРГАНИЧНАЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
В последнее время термин все чаще посе-
щает специальные и популярные издания. Правда, есть еще и
(термин, который по каким-то причинам лю-
бят употреблять педагоги), но неизвестно есть ли между этими
терминами принципиальная разница. , пожалуй
звучит красивее.
Вспоминается один случай. В банке мы были остановлены во-
оруженными охранниками. Они внимательно рассмотрели наши
документы и вдруг удивленно спросили: сказкотерапии? А что это такое?> Я приготовилась объяснять, на-
брала побольше воздуху в легкие, но охранники не дожидаясь отве-
та, попросили: .
Да, наверное, в нашем урбанизированном мире, насыщенном
информацией и стрессами, Душа просит Сказки...
Душа просит сказки или того особого состояния, которое одни
называют Счастьем, другие - ожиданием Чуда, третьи - Ощу-
щением детства, четвертые - ...
Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в
голову - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось
через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь
лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На
этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокро-
венное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире,
безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к
нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют
Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, мо-

жет быть еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине
души давно известно?.. Поэтому, когда мы говорим о том, что
сказкотерапия - это лечение сказками, мы имеем в виду совме-
стное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе
и являются в данный момент психотерапевтическими.
Некоторые думают, что сказкотерапия - это ме-
тод. И да, и нет. в том смысле, что он адресован
живому творческому созидательному открытому лу> в человеке - да. в том смысле, что он ограничен
по возрасту - нет. ей, - язвительно заметил нам, не разобравшись в сути, предсе-
датель правления одного крупного латвийского вуза. - Сказки
ведь только для детей!> Позвольте, так что же такое сказки?
Если - плод воображения, то чем не сказки современные детек-
тивы, триллеры, фэнтези, любовные и приключенческие рома-
ны? Но их читают взрослые! Если древнее знание, зашифрован-
ное в привлекательных образах и интригующих ситуациях, то
разве это информация только для детей? Мы полагаем, что сказ-
ка - это. В каждом слое свой смысл. Когда мы
читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессоз-
нательное уже и выби-
рает самый для себя. То есть тот, тот смысл,
который наиболее созвучен мироощущению на данный момент,
тот, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом
секрет сказок - в любом возрасте в них
можно открыть нечто сокровенное и волнующее.
Поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла, рас-
шифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Процесс расшифровки знаний... Действительно, когда начи-
наешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уров-
нях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию
о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти пол-
ный перечень человеческих проблем и образные способы их ре-
шения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессозна-
тельном некий символический. Этот
может быть активизирован в случае необходимости, а не
будет ситуации - так и останется в пассиве. В процессе психо-
логического консультирования мы обращаемся как к жизненно-
му опыту пациента, так и к его сказочному ситуаций>. Часто это позволяет найти нужное решение.

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как
будет разворачиваться ситуация. Но всегда ли у нас есть уши, чтобы
его услышать? Как правило, смысл событий понятен лишь задним
числом и то взрослым. Поэтому сказкотерапия для
детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных собы-
тий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с
раннего возраста начнет осознавать, отвечать на
вопрос: , соотносить ответы со
своим поведением, то он станет активным пользователем своего
. И хочется верить, будет более муд-
рым и созидательным. Кстати, это ответ тем, кто критиковал нас
за то, что мы детей от реальности в сказки. Наоборот,
сказкотерапия - это процесс образования связи между сказоч-
ными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс
переноса сказочных смыслов в реальность.
Например. Мы с ребятами читаем и анализируем сказку Р.Кип-
линга про Кита. Фабула ее такова. В океане жил-был Кит и у
него была большая глотка. И без разбора он съедал всякую раз-
ную рыбу, открывая каждый раз свою большую пасть. Он ел и
селедку, и селедкину тетку, и белугу, и севрюгу, каждый раз
делая AM, AM, AM. Наконец, настал момент, когда он съел всю
рыбу. И некоторое время голодал. Однако, оказалось, что еще
осталась в живых маленькая колючая Рыбка. Она плавала рядом
с ухом Кита. Она ему и сказала: нибудь человека?> Кит не знал кто это, поэтому попросил приве-
сти к нему парочку. Но Рыбка объяснила ему, что человек боль-
шой, и достаточно съесть одного, чтобы долго оставаться сытым.
Она взялась показать Киту место кораблекрушения. Тем време-
нем потерпевший кораблекрушение Моряк сидел на плоту, све-
сив ноги в воду и покуривая трубку. Кит, как всегда, не думая,
проглотил Моряка вместе с плотом, трубкой и подтяжками. Мо-
ряк в брюхе у Кита начал плясать, чем вызвал у последнего страш-
ную икоту. Кит спросил совета у Рыбки, как избавиться от ико-
ты. И получил ответ - выпустить Моряка. голодным!> -возмутился Кит. или быть голодным>, - ответила Рыбка. Кит выбрал последнее
и открыл пасть. Но Моряк отказался выходить. Только если Кит
отвезет его к берегам Англии, Моряк оставит беднягу в покое. У
Кита не было выбора и он отвез Моряка в Англию. А Моряк
расщепил плот, связал щепки подтяжками - получилась решет-
Практикум по сказкотерапии
ка. Выходя из брюха Кита, Моряк засунул решетку в глотку
Киту. С тех пор Кит может есть только мелкую пищу. А Рыбка,
подумав, что Кит на нее обидится, уплыла глубоко на дно и
зарылась в ил... Вот такая поучительная история.
Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос: чем эта сказка?> Далее вспоминаем, что в сказках всегда зашиф-
ровано много важной для нас информации и начинаем игру зочные уроки>. Суть ее в следующем. На примере героев сказка
хочет нас научить чему-то важному и мы должны догадаться -
чему именно. Возьмем, к примеру, Кита. Кстати, как вы считае-
те, хорошо ли для него закончилась история? Многие дети (и
даже взрослые) говорят, что Моряк плохо обошелся с Китом:
разве это по-человечески вставлять в глотку решетку? пожалуйста, - спрашиваем мы ребят, - что было бы с Китом,
если бы Моряк не вставил ему в глотку решетку?> раньше, рыбу>, - отвечают они. съел всю рыбу, ведь именно поэтому ему и пришлось "попробо-
вать человека">. Ребята задумываются и отвечают: умер бы с голоду>. вставил Киту решетку в глотку, бедняга Кит умер бы с голоду, -
задумчиво повторяем мы. - Странно, как же так, на первый
взгляд неприятное событие, оказалось жизненно важным для Кита?
Чему же нас сказка хотела научить?>
Самое важное для нас - создать ситуацию, в которой ребе-
нок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуа-
ции. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет од-
нозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может
через некоторое время обернуться благом. Некоторые, читая сейчас
эти строки, могут сказать, а не рано ли ребенку задумываться над
такими вещами, понимает ли он это? Может быть и не понимает,
поэтому нам важно объяснить детям в каких конкретных жиз-
ненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок.
вовали, что вас обидели; вы, может быть, злились на обидчика,
придумывали, как бы ему отплатить. Вспомнили такие ситуа-
ции? А теперь давайте попробуем воспользоваться нашим ска-
зочным уроком: обиженный Моряком Кит получил новую для
себя возможность добывать пищу. Подумайте, а какую возмож-
ность получили вы от своего обидчика. Ответить на этот вопрос
не просто, особенно, если было очень больно. Но сказка нас
10
Глава 1. Общие закономерности работы со сказками
учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчи-
ки помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается,
что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, или...>
Так сказочный урок пришел в реальную жизнь и направил ре-
бенка по пути к осознанию происходящих с ним событий. ресно, а зачем Моряк сделал и вставил эту решетку, ведь он и так
оказался дома?> Если мы не поговорили с детьми о последствиях
для Кита этого действия Моряка, то многие дети могут ответить, что
Моряк вставил решетку в глотку Киту, чтобы его наказать. В нашей
ситуации выходит, что за наказанием скрывается забота.
Теперь мы можем вспоминать, были ли в нашей жизни ситу-
ации, когда за наказанием скрывалась забота. Так постепенно,
мы выйдем на объяснение тех действий родителей, которые не-
понятны или обижают ребенка. И он получит возможность не-
просто проговорить свою обиду или гнев, но и осмыслить ситуа-
цию по-новому, используя сказочные уроки. С другой стороны,
Моряк совершил анализируемое нами действие, потому что ду-
мал о будущем. В будущем он мог снова отправиться в море и
встретиться с Китом-людоедом. Это, естественно, не входило в
его планы. Кроме того. Моряк был заинтересован в разведении
рыбы, а это было бы затруднительно при наличии Кита-рыбоеда.
И, наконец, он думал и о будущем Кита. вами назвали бы человека, который думает о последствиях своих
поступков?> Умный, хороший, мудрый - обычно говорят дети.
А мы можем ввести новое понятие - .
Это тот, кто видит не только то, что рядом, но и то, что в дали.
новидными, а когда были дальновидными родители, педагоги>.
Это непростое задание и для взрослого, но оно очень важно для
формирования Я-концепции ребенка. человек, значит, есть и НЕДАЛЬНОВИДНЫЙ. Кто у нас из
героев сказки был недальновидным и когда?.. К чему это приве-
ло?> Наверное, наша основная задача - поставить вопрос так,
чтобы он подталкивал к размышлению, а не просто был тестом на
запоминание. В дальнейшем, если мы заметим негативные прояв-
ления поведения у ребенка, то всегда сможем обратиться к сказоч-
ным героям: Ты не находишь ничего общего между тем, что происходит сейчас
и тем, о чем нас предупреждала и учила сказка?.. Подумай, пожа-
луйста>. Конечно, это далеко не все смыслы истории про Кита,
11
Практикум по сказкотерапии
Моряка и Рыбку. Это лишь один пример того, как
принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и ре-
альной жизни. Хочется верить, что многие родители, педагога и
психологи не просто читают своим детям сказки, но и совместно
размышляют над ними. Ведь часто ста-
новится шрушкой в руках обстоятельств... Итак, сказкотерапия-
это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.
Объективизация проблемных ситуаций... Что стоит за этим, на
первый взгляд, сложным словосочетанием? Что происходит внутри
человека? И все ли можно? Наверное, доро-
гое коллеги, в Вашей практике было немало случаев, когда к Вам
обращались с острой душевной болью. Как объективизировать по-
терю близкого, свалившиеся напасти. Таких
вопросов в условиях нашей жизни становится больше и больше.
Однако анализа раннего детского опыта оказывается явно недоста-
точно, когда человек навязчиво задает себе и Вам вопрос - за что?
Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на главного
героя так много испытаний? А что происходит в ре-
зультате всех приключений и злоключений? Как правило, пациен-
ты отвечают на этот вопрос: . стать крепче? Ведь он просто действовал по ситуации!> - можете
сказать Вы. , - может ответить пациент.
В этом высказывании уже содержится ключ к принятию травмати-
ческой ситуации, и этот ключ пациент подсказал себе сам. Вот
удивительный сказкотерапевтический парадокс! Человек, обратив-
шийся к психологу за помощью, на первый взгляд, находится в
более слабой позиции. Однако, сказка учит, что испытания даются
только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать,
использовать во благо. Испытание дается по силам. Так кто же
здесь слаб? Понимание этой простой истины часто производит
психотерапевтический эффект: человек вдруг осо-
знаёт у себя внутри источник силы. Еще неизвестно, что и как
делать, но уже ясно - Я МОГУ. И в этом случае, сказкотера-
пия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое вол-
шебство? Этот вопрос задавал себе и Парацельс. Волшебный
мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог ви-
димой Природы, населенный сонмами любопытных существ, на-
зываемых природными духами. Парацельс разделил их на четыре
группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и
12
Глава 1. Общие закономерности работы со сказками
в которых они обитают. Духи земли - гномы, духи воды - унди-
ны, духи огня - саламандры, духи воздуха - сильфы. Парацельс
учил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, по
форме напоминающие человеческие существа. Людям сложно по-
знать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости
наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых эле-
ментов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности
окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на при-
роде их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя сча-
стливыми.

Зинкевич Татьяна - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии. Автор ряда монографий по сказкотерапии.

Автор тренинговых программ по деловым коммуникациям, командообразованию, инновационному менеджменту. Является научным руководителем проектов Минобразования РФ, ведет большую научно-практическую, преподавательскую, консалтинговую и общественную работу.

Автор научно-популярной серии книг по практической психологии «Ценность каждого дня».Научный руководитель и разработчик комплексной модели реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специальных учебно-воспитательных учреждениях системы образования. Член-корреспондент Международной Академии наук экологии, безопасности природы и человека. Эксперт Международной Федерации независимых экспертов.

Отзывы об авторе "Зинкевич-Евстигнеева Т.Д."

В книге «Практикум по креативной терапии» описаны современные методы и техники терапии творчеством (или креативной терапии).

Авторы раскрывают секреты использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. Книга поможет в практике психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

скачать Арт-терапия

В этой книге представлена технология формирования и управления специально созданным коллективом сотрудников - командой, которая способна успешно решать производственные задачи в любой сфере бизнеса и управления.

Теоретическая часть содержит последовательное описание всех этапов формирования команды: от определения целей до сопровождения деятельности команды.

В практической части отрабатываются приемы организации работы в команде, даются новые технологии взаимодействия, ситуационного анализа, приводятся практические упражнения. Особое внимание уделяется изучению техник формирования командного духа и созданию имиджа команды.

Книга предназначена для руководителей, менеджеров, психологов и всех, кто профессионально интересуется вопросами управления.

скачать Практическая психология скачать Арт-терапия

Здесь выложена бесплатная электронная книга Практикум по сказкотерапии автора, которого зовут Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. . В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Практикум по сказкотерапии в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Практикум по сказкотерапии без регистраци и без СМС.

Размер архива с книгой Практикум по сказкотерапии = 262.84 KB

НА ПРАКТИКЕ
Т. Д. ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА
ПРАКТИКУМ ПО
СКАЗКОТЕРАПИИ
о
РЕЧЬ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам,
психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто чувст-
вует близость к сказочному жанру. В популярной форме рассказыва-
ется о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно
использовать в процессе психологической, педагогической и воспита-
тельной работы; обсуждаются приемы создания специализированных
сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональ-
ные проявления, коррегирующих поведение и способствующих тера-
пии в острых стрессовых ситуациях. Издание носит хрестоматийный
характер: приводятся сказки для практической работы с комментари-
ями и рекомендациями по использованию.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из
нас, кто незаинтересован классическими вариантами сказочных
историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы,
любовные романы и фэнтези. Но что это, если не современные
сказки?
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы
их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным сто-
лом, смотрим шоу по телевизору.
Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естест-
венная форма взаимодействия между людьми. Поэтому мы счита-
ем сказкотерапию - естественной формой общения и передачи
опыта, органичной системой воспитания новых поколений.
На семинарах по сказкотерапии мы исследуем сказочные об-
разы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. И часто, в
первый день занятий, приходится слышать просьбу участников:
Обычно мы отвечаем: лучшие сказки вы напишите и подберете сами>. хотя бы ориентиры!> - просят участники семинара. В ответ на
эту просьбу Вы держите в руках наше руководство. Эта книга
будет полезна и тем, кто предпочитает работать с готовым мате-
риалом, и тем, кто любит писать сказки сам.
Итак, нам предстоит увлекательное путешествие по разнооб-
разным сказкам. Что-то может вызвать у Вас улыбку, что-то под-
толкнет к размышлениям, а что-то побудит к творчеству.
Многие из приведенных здесь сказок написаны людьми, ко-
торые никогда раньше этого не делали, и тем не менее, на одном
дыхании создали неповторимую сказочную историю. Быть может
и Вы, уважаемый читатель, вдохновитесь этим опытом и довери-
те бумаге сказку Вашей Души?..
Практикум по сказкотерапии
Вы узнаете как работать с художественными сказками; как
самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и
гармонично изменять поведение; как использовать сказки в ра-
боте с такими ситуациями, в которых, на первый взгляд, психо-
лог бессилен... Но, самое главное, Сказка, живущая внутри Вас,
развернет перед Вами сокровища Вашей души.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,
ОРГАНИЧНАЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
В последнее время термин все чаще посе-
щает специальные и популярные издания. Правда, есть еще и
(термин, который по каким-то причинам лю-
бят употреблять педагоги), но неизвестно есть ли между этими
терминами принципиальная разница. , пожалуй
звучит красивее.
Вспоминается один случай. В банке мы были остановлены во-
оруженными охранниками. Они внимательно рассмотрели наши
документы и вдруг удивленно спросили: сказкотерапии? А что это такое?> Я приготовилась объяснять, на-
брала побольше воздуху в легкие, но охранники не дожидаясь отве-
та, попросили: .
Да, наверное, в нашем урбанизированном мире, насыщенном
информацией и стрессами, Душа просит Сказки...
Душа просит сказки или того особого состояния, которое одни
называют Счастьем, другие - ожиданием Чуда, третьи - Ощу-
щением детства, четвертые - ...
Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в
голову - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось
через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь
лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На
этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокро-
венное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире,
безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к
нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют
Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, мо-

жет быть еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине
души давно известно?.. Поэтому, когда мы говорим о том, что
сказкотерапия - это лечение сказками, мы имеем в виду совме-
стное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе
и являются в данный момент психотерапевтическими.
Некоторые думают, что сказкотерапия - это ме-
тод. И да, и нет. в том смысле, что он адресован
живому творческому созидательному открытому лу> в человеке - да. в том смысле, что он ограничен
по возрасту - нет. ей, - язвительно заметил нам, не разобравшись в сути, предсе-
датель правления одного крупного латвийского вуза. - Сказки
ведь только для детей!> Позвольте, так что же такое сказки?
Если - плод воображения, то чем не сказки современные детек-
тивы, триллеры, фэнтези, любовные и приключенческие рома-
ны? Но их читают взрослые! Если древнее знание, зашифрован-
ное в привлекательных образах и интригующих ситуациях, то
разве это информация только для детей? Мы полагаем, что сказ-
ка - это. В каждом слое свой смысл. Когда мы
читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессоз-
нательное уже и выби-
рает самый для себя. То есть тот, тот смысл,
который наиболее созвучен мироощущению на данный момент,
тот, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом
секрет сказок - в любом возрасте в них
можно открыть нечто сокровенное и волнующее.
Поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла, рас-
шифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Процесс расшифровки знаний... Действительно, когда начи-
наешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уров-
нях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию
о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти пол-
ный перечень человеческих проблем и образные способы их ре-
шения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессозна-
тельном некий символический. Этот
может быть активизирован в случае необходимости, а не
будет ситуации - так и останется в пассиве. В процессе психо-
логического консультирования мы обращаемся как к жизненно-
му опыту пациента, так и к его сказочному ситуаций>. Часто это позволяет найти нужное решение.

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как
будет разворачиваться ситуация. Но всегда ли у нас есть уши, чтобы
его услышать? Как правило, смысл событий понятен лишь задним
числом и то взрослым. Поэтому сказкотерапия для
детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных собы-
тий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с
раннего возраста начнет осознавать, отвечать на
вопрос: , соотносить ответы со
своим поведением, то он станет активным пользователем своего
. И хочется верить, будет более муд-
рым и созидательным. Кстати, это ответ тем, кто критиковал нас
за то, что мы детей от реальности в сказки. Наоборот,
сказкотерапия - это процесс образования связи между сказоч-
ными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс
переноса сказочных смыслов в реальность.
Например. Мы с ребятами читаем и анализируем сказку Р.Кип-
линга про Кита. Фабула ее такова. В океане жил-был Кит и у
него была большая глотка. И без разбора он съедал всякую раз-
ную рыбу, открывая каждый раз свою большую пасть. Он ел и
селедку, и селедкину тетку, и белугу, и севрюгу, каждый раз
делая AM, AM, AM. Наконец, настал момент, когда он съел всю
рыбу. И некоторое время голодал. Однако, оказалось, что еще
осталась в живых маленькая колючая Рыбка. Она плавала рядом
с ухом Кита. Она ему и сказала: нибудь человека?> Кит не знал кто это, поэтому попросил приве-
сти к нему парочку. Но Рыбка объяснила ему, что человек боль-
шой, и достаточно съесть одного, чтобы долго оставаться сытым.
Она взялась показать Киту место кораблекрушения. Тем време-
нем потерпевший кораблекрушение Моряк сидел на плоту, све-
сив ноги в воду и покуривая трубку. Кит, как всегда, не думая,
проглотил Моряка вместе с плотом, трубкой и подтяжками. Мо-
ряк в брюхе у Кита начал плясать, чем вызвал у последнего страш-
ную икоту. Кит спросил совета у Рыбки, как избавиться от ико-
ты. И получил ответ - выпустить Моряка. голодным!> -возмутился Кит. или быть голодным>, - ответила Рыбка. Кит выбрал последнее
и открыл пасть. Но Моряк отказался выходить. Только если Кит
отвезет его к берегам Англии, Моряк оставит беднягу в покое. У
Кита не было выбора и он отвез Моряка в Англию. А Моряк
расщепил плот, связал щепки подтяжками - получилась решет-
Практикум по сказкотерапии
ка. Выходя из брюха Кита, Моряк засунул решетку в глотку
Киту. С тех пор Кит может есть только мелкую пищу. А Рыбка,
подумав, что Кит на нее обидится, уплыла глубоко на дно и
зарылась в ил... Вот такая поучительная история.
Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос: чем эта сказка?> Далее вспоминаем, что в сказках всегда зашиф-
ровано много важной для нас информации и начинаем игру зочные уроки>. Суть ее в следующем. На примере героев сказка
хочет нас научить чему-то важному и мы должны догадаться -
чему именно. Возьмем, к примеру, Кита. Кстати, как вы считае-
те, хорошо ли для него закончилась история? Многие дети (и
даже взрослые) говорят, что Моряк плохо обошелся с Китом:
разве это по-человечески вставлять в глотку решетку? пожалуйста, - спрашиваем мы ребят, - что было бы с Китом,
если бы Моряк не вставил ему в глотку решетку?> раньше, рыбу>, - отвечают они. съел всю рыбу, ведь именно поэтому ему и пришлось "попробо-
вать человека">. Ребята задумываются и отвечают: умер бы с голоду>. вставил Киту решетку в глотку, бедняга Кит умер бы с голоду, -
задумчиво повторяем мы. - Странно, как же так, на первый
взгляд неприятное событие, оказалось жизненно важным для Кита?
Чему же нас сказка хотела научить?>
Самое важное для нас - создать ситуацию, в которой ребе-
нок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуа-
ции. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет од-
нозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может
через некоторое время обернуться благом. Некоторые, читая сейчас
эти строки, могут сказать, а не рано ли ребенку задумываться над
такими вещами, понимает ли он это? Может быть и не понимает,
поэтому нам важно объяснить детям в каких конкретных жиз-
ненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок.
вовали, что вас обидели; вы, может быть, злились на обидчика,
придумывали, как бы ему отплатить. Вспомнили такие ситуа-
ции? А теперь давайте попробуем воспользоваться нашим ска-
зочным уроком: обиженный Моряком Кит получил новую для
себя возможность добывать пищу. Подумайте, а какую возмож-
ность получили вы от своего обидчика. Ответить на этот вопрос
не просто, особенно, если было очень больно. Но сказка нас
10
Глава 1. Общие закономерности работы со сказками
учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчи-
ки помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается,
что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, или...>
Так сказочный урок пришел в реальную жизнь и направил ре-
бенка по пути к осознанию происходящих с ним событий. ресно, а зачем Моряк сделал и вставил эту решетку, ведь он и так
оказался дома?> Если мы не поговорили с детьми о последствиях
для Кита этого действия Моряка, то многие дети могут ответить, что
Моряк вставил решетку в глотку Киту, чтобы его наказать. В нашей
ситуации выходит, что за наказанием скрывается забота.
Теперь мы можем вспоминать, были ли в нашей жизни ситу-
ации, когда за наказанием скрывалась забота. Так постепенно,
мы выйдем на объяснение тех действий родителей, которые не-
понятны или обижают ребенка. И он получит возможность не-
просто проговорить свою обиду или гнев, но и осмыслить ситуа-
цию по-новому, используя сказочные уроки. С другой стороны,
Моряк совершил анализируемое нами действие, потому что ду-
мал о будущем. В будущем он мог снова отправиться в море и
встретиться с Китом-людоедом. Это, естественно, не входило в
его планы. Кроме того. Моряк был заинтересован в разведении
рыбы, а это было бы затруднительно при наличии Кита-рыбоеда.
И, наконец, он думал и о будущем Кита. вами назвали бы человека, который думает о последствиях своих
поступков?> Умный, хороший, мудрый - обычно говорят дети.
А мы можем ввести новое понятие - .
Это тот, кто видит не только то, что рядом, но и то, что в дали.
новидными, а когда были дальновидными родители, педагоги>.
Это непростое задание и для взрослого, но оно очень важно для
формирования Я-концепции ребенка. человек, значит, есть и НЕДАЛЬНОВИДНЫЙ. Кто у нас из
героев сказки был недальновидным и когда?.. К чему это приве-
ло?> Наверное, наша основная задача - поставить вопрос так,
чтобы он подталкивал к размышлению, а не просто был тестом на
запоминание. В дальнейшем, если мы заметим негативные прояв-
ления поведения у ребенка, то всегда сможем обратиться к сказоч-
ным героям: Ты не находишь ничего общего между тем, что происходит сейчас
и тем, о чем нас предупреждала и учила сказка?.. Подумай, пожа-
луйста>. Конечно, это далеко не все смыслы истории про Кита,
11
Практикум по сказкотерапии
Моряка и Рыбку. Это лишь один пример того, как
принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и ре-
альной жизни. Хочется верить, что многие родители, педагога и
психологи не просто читают своим детям сказки, но и совместно
размышляют над ними. Ведь часто ста-
новится шрушкой в руках обстоятельств... Итак, сказкотерапия-
это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.
Объективизация проблемных ситуаций... Что стоит за этим, на
первый взгляд, сложным словосочетанием? Что происходит внутри
человека? И все ли можно? Наверное, доро-
гое коллеги, в Вашей практике было немало случаев, когда к Вам
обращались с острой душевной болью. Как объективизировать по-
терю близкого, свалившиеся напасти. Таких
вопросов в условиях нашей жизни становится больше и больше.
Однако анализа раннего детского опыта оказывается явно недоста-
точно, когда человек навязчиво задает себе и Вам вопрос - за что?
Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на главного
героя так много испытаний? А что происходит в ре-
зультате всех приключений и злоключений? Как правило, пациен-
ты отвечают на этот вопрос: . стать крепче? Ведь он просто действовал по ситуации!> - можете
сказать Вы. , - может ответить пациент.
В этом высказывании уже содержится ключ к принятию травмати-
ческой ситуации, и этот ключ пациент подсказал себе сам. Вот
удивительный сказкотерапевтический парадокс! Человек, обратив-
шийся к психологу за помощью, на первый взгляд, находится в
более слабой позиции. Однако, сказка учит, что испытания даются
только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать,
использовать во благо. Испытание дается по силам. Так кто же
здесь слаб? Понимание этой простой истины часто производит
психотерапевтический эффект: человек вдруг осо-
знаёт у себя внутри источник силы. Еще неизвестно, что и как
делать, но уже ясно - Я МОГУ. И в этом случае, сказкотера-
пия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое вол-
шебство? Этот вопрос задавал себе и Парацельс. Волшебный
мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог ви-
димой Природы, населенный сонмами любопытных существ, на-
зываемых природными духами. Парацельс разделил их на четыре
группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и
12
Глава 1. Общие закономерности работы со сказками
в которых они обитают. Духи земли - гномы, духи воды - унди-
ны, духи огня - саламандры, духи воздуха - сильфы. Парацельс
учил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, по
форме напоминающие человеческие существа. Людям сложно по-
знать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости
наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых эле-
ментов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности
окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на при-
роде их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя сча-
стливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь
речь?.. Так, или иначе, идея Живой Природы дает нам богатый
инструментарий для развития личности. Если мы расскажем ре-.
бенку об удивительных маленьких невидимых существах, живу-
щих в каждом деревце, кусте, цветке, травинке, разве будет жела-
ние бездумно ломать ветки и рвать цветы? С другой стороны, мир
растений (относящийся к духам земли) создан для любящего че-
ловека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а неви-
димые духи могут перейти в другое растение. Если ребенок будет
знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захо-
чется ему загрязнять воду? Ведь в 1рязной воде не могут жить духи
и она станет мертвой. Если ребенок будет знать, что даже в
маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со
спичками, бездумно разбрасывая испуганных саламандр по дому?
Если ребенок будет знать, что в воздухе живут маленькие силь-
фы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели
он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?
В этом аспекте сказкотерапия - процесс экологического
образования и воспитания ребенка.
Но волшебство связано не только с обитателями волшебного
мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые
силы и новыми возможностями. Однако, надо помнить, что вол-
шебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем...
Маленькая девочка получила в подарок волшебный платок,
который может превращать ее в кого она пожелает. Она тут же
хочет превратиться в лошадь. вратиться в лошадь, но ты помнишь о том, что если после превра-
щения посмотришься в зеркало, ты увидишь там не лошадь, а себя?>
- разочарованно тянет ребенок. лошади ты войдешь в кухню, что будет с бабушкой?> 13
Практикум по сказкотерапии
рок упадет>. мо?.. Конечно, чтобы не пугать близких тебе людей. Но внутри
себя, превратившись в лошадь, ты приобретешь ее силу, красоту,
выносливость. А как тебе в жизни пригодятся эти качества?>
Итак, волшебство - это еще и превращение. В сказке -
реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство про-
исходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. В
этом смысле сказкотерапия - процесс улучшения внутренней
природы и мира вокруг.
Конечно, сказкотерапия - это еще и терапия средой, осо-
бой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потен-
циальные части личности, нечто нереализованное, может ма-
териализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство
защищенности и аромат Тайны...
Сказкотерагшей люди занимались всегда. Правда, называли
это иначе. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказко-
терапии. Примечательно, что ни один из выделяемых нами эта-
пов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый этап
ознаменовывал начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество.
Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позд-
нее и письменного) творчества продолжается по сей день.
Второй этап сказкотерапии - собирание и исследование ска-
зок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом,
глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц,
Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Приятно отметить, что и
терминология психоанализа основана на мифах... Процесс позна-
ния скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.
Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной пе-
дагогической, психологической и психотерапевтической техноло-
гии, в которой бы ни использовался прием. Совре-
менные практические подходы применяют сказку как технику, как
повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с фор-
мированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духов-
ным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как при-
родосообразной, органичной человеческому восприятию вос-
питательной системы, проверенной многими поколениями на-
ших предков.
14
Глава 1. Общие закономерности работы со сказками
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психо-
логии, педагогики, психотерапии и философии разных культур -
все это в сказочную форму, в форму метафоры. только не придумаешь, чтобы вернуться к себе!> - шутят сказкоте-
рапевты. Можно было бы назвать сказкотерапию ей>, но, согласитесь, это не так красиво и близко звучит.
В сказкотерапевтическом процессе на данный момент исполь-
зуется пять видов сказок, которые конструируются в соответст-
вии с актуальной ситуацией и подаются под различными ми>: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, кукло-
терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медита-
ции, постановка сказок в песочнице и многое другое (и это не
сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст).
Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие
внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, модели-
рование будущего, процесс подбора каждому клиенту своей осо-
бенной сказки... Процесс Познания в наиболее созвучной нашей
Душе образной форме. Может быть, именно для этого многове-
ковой мудростью человечества послана нам Сказка?..
КАК СКАЗКА ВрАЧЕВАТЬ НАУЧИЛАСЬ
Татьяна Большакова
Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом
всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и посме-
яться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось, но
всегда все хорошо заканчивалось.
И вот однажды встретила Сказка Человека.
- Ты любишь людей? - спросил он.
- Да, - ответила она. Она ведь и, правда, всех любила.
- Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям,
избавлять их от болезней.
- А подружек можно с собой взять?
- Можно, - разрешил Человек. И тогда она согласилась:
ведь с друзьями нигде не страшно.
Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было
много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории,
анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не
очень понятном, и стали разные ученые слова произносить.
15
Практикум по сказкотерапии
Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее
с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства де-
лать.
Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом - стыдно,
и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям по-
мочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой
хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.
И началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии.
Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она
привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали
серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились,
но, уходя от нее, все ровно говорили.

Здесь выложена электронная книга Практикум по сказкотерапии автора, которого зовут Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. . В библиотеке сайт вы можете скачать бесплатно или прочитать онлайн электронную книгу Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Практикум по сказкотерапии.

Размер файла с книгой Практикум по сказкотерапии = 262.51 KB

ПСИХОТЕРАПИЯ
НА ПРАКТИКЕ
Т. Д. ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА
ПРАКТИКУМ ПО
СКАЗКОТЕРАПИИ
о
РЕЧЬ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам,
психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто чувст-
вует близость к сказочному жанру. В популярной форме рассказыва-
ется о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно
использовать в процессе психологической, педагогической и воспита-
тельной работы; обсуждаются приемы создания специализированных
сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональ-
ные проявления, коррегирующих поведение и способствующих тера-
пии в острых стрессовых ситуациях. Издание носит хрестоматийный
характер: приводятся сказки для практической работы с комментари-
ями и рекомендациями по использованию.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из
нас, кто незаинтересован классическими вариантами сказочных
историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы,
любовные романы и фэнтези. Но что это, если не современные
сказки?
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы
их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным сто-
лом, смотрим шоу по телевизору.
Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естест-
венная форма взаимодействия между людьми. Поэтому мы счита-
ем сказкотерапию - естественной формой общения и передачи
опыта, органичной системой воспитания новых поколений.
На семинарах по сказкотерапии мы исследуем сказочные об-
разы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. И часто, в
первый день занятий, приходится слышать просьбу участников:
Обычно мы отвечаем: лучшие сказки вы напишите и подберете сами>. хотя бы ориентиры!> - просят участники семинара. В ответ на
эту просьбу Вы держите в руках наше руководство. Эта книга
будет полезна и тем, кто предпочитает работать с готовым мате-
риалом, и тем, кто любит писать сказки сам.
Итак, нам предстоит увлекательное путешествие по разнооб-
разным сказкам. Что-то может вызвать у Вас улыбку, что-то под-
толкнет к размышлениям, а что-то побудит к творчеству.
Многие из приведенных здесь сказок написаны людьми, ко-
торые никогда раньше этого не делали, и тем не менее, на одном
дыхании создали неповторимую сказочную историю. Быть может
и Вы, уважаемый читатель, вдохновитесь этим опытом и довери-
те бумаге сказку Вашей Души?..
Практикум по сказкотерапии
Вы узнаете как работать с художественными сказками; как
самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и
гармонично изменять поведение; как использовать сказки в ра-
боте с такими ситуациями, в которых, на первый взгляд, психо-
лог бессилен... Но, самое главное, Сказка, живущая внутри Вас,
развернет перед Вами сокровища Вашей души.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,
ОРГАНИЧНАЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
В последнее время термин все чаще посе-
щает специальные и популярные издания. Правда, есть еще и
(термин, который по каким-то причинам лю-
бят употреблять педагоги), но неизвестно есть ли между этими
терминами принципиальная разница. , пожалуй
звучит красивее.
Вспоминается один случай. В банке мы были остановлены во-
оруженными охранниками. Они внимательно рассмотрели наши
документы и вдруг удивленно спросили: сказкотерапии? А что это такое?> Я приготовилась объяснять, на-
брала побольше воздуху в легкие, но охранники не дожидаясь отве-
та, попросили: .
Да, наверное, в нашем урбанизированном мире, насыщенном
информацией и стрессами, Душа просит Сказки...
Душа просит сказки или того особого состояния, которое одни
называют Счастьем, другие - ожиданием Чуда, третьи - Ощу-
щением детства, четвертые - ...
Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в
голову - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось
через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь
лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На
этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокро-
венное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире,
безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к
нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют
Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, мо-

жет быть еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине
души давно известно?.. Поэтому, когда мы говорим о том, что
сказкотерапия - это лечение сказками, мы имеем в виду совме-
стное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе
и являются в данный момент психотерапевтическими.
Некоторые думают, что сказкотерапия - это ме-
тод. И да, и нет. в том смысле, что он адресован
живому творческому созидательному открытому лу> в человеке - да. в том смысле, что он ограничен
по возрасту - нет. ей, - язвительно заметил нам, не разобравшись в сути, предсе-
датель правления одного крупного латвийского вуза. - Сказки
ведь только для детей!> Позвольте, так что же такое сказки?
Если - плод воображения, то чем не сказки современные детек-
тивы, триллеры, фэнтези, любовные и приключенческие рома-
ны? Но их читают взрослые! Если древнее знание, зашифрован-
ное в привлекательных образах и интригующих ситуациях, то
разве это информация только для детей? Мы полагаем, что сказ-
ка - это. В каждом слое свой смысл. Когда мы
читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессоз-
нательное уже и выби-
рает самый для себя. То есть тот, тот смысл,
который наиболее созвучен мироощущению на данный момент,
тот, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом
секрет сказок - в любом возрасте в них
можно открыть нечто сокровенное и волнующее.
Поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла, рас-
шифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Процесс расшифровки знаний... Действительно, когда начи-
наешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уров-
нях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию
о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти пол-
ный перечень человеческих проблем и образные способы их ре-
шения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессозна-
тельном некий символический. Этот
может быть активизирован в случае необходимости, а не
будет ситуации - так и останется в пассиве. В процессе психо-
логического консультирования мы обращаемся как к жизненно-
му опыту пациента, так и к его сказочному ситуаций>. Часто это позволяет найти нужное решение.

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как
будет разворачиваться ситуация. Но всегда ли у нас есть уши, чтобы
его услышать? Как правило, смысл событий понятен лишь задним
числом и то взрослым. Поэтому сказкотерапия для
детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных собы-
тий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с
раннего возраста начнет осознавать, отвечать на
вопрос: , соотносить ответы со
своим поведением, то он станет активным пользователем своего
. И хочется верить, будет более муд-
рым и созидательным. Кстати, это ответ тем, кто критиковал нас
за то, что мы детей от реальности в сказки. Наоборот,
сказкотерапия - это процесс образования связи между сказоч-
ными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс
переноса сказочных смыслов в реальность.
Например. Мы с ребятами читаем и анализируем сказку Р.Кип-
линга про Кита. Фабула ее такова. В океане жил-был Кит и у
него была большая глотка. И без разбора он съедал всякую раз-
ную рыбу, открывая каждый раз свою большую пасть. Он ел и
селедку, и селедкину тетку, и белугу, и севрюгу, каждый раз
делая AM, AM, AM. Наконец, настал момент, когда он съел всю
рыбу. И некоторое время голодал. Однако, оказалось, что еще
осталась в живых маленькая колючая Рыбка. Она плавала рядом
с ухом Кита. Она ему и сказала: нибудь человека?> Кит не знал кто это, поэтому попросил приве-
сти к нему парочку. Но Рыбка объяснила ему, что человек боль-
шой, и достаточно съесть одного, чтобы долго оставаться сытым.
Она взялась показать Киту место кораблекрушения. Тем време-
нем потерпевший кораблекрушение Моряк сидел на плоту, све-
сив ноги в воду и покуривая трубку. Кит, как всегда, не думая,
проглотил Моряка вместе с плотом, трубкой и подтяжками. Мо-
ряк в брюхе у Кита начал плясать, чем вызвал у последнего страш-
ную икоту. Кит спросил совета у Рыбки, как избавиться от ико-
ты. И получил ответ - выпустить Моряка. голодным!> -возмутился Кит. или быть голодным>, - ответила Рыбка. Кит выбрал последнее
и открыл пасть. Но Моряк отказался выходить. Только если Кит
отвезет его к берегам Англии, Моряк оставит беднягу в покое. У
Кита не было выбора и он отвез Моряка в Англию. А Моряк
расщепил плот, связал щепки подтяжками - получилась решет-
Практикум по сказкотерапии
ка. Выходя из брюха Кита, Моряк засунул решетку в глотку
Киту. С тех пор Кит может есть только мелкую пищу. А Рыбка,
подумав, что Кит на нее обидится, уплыла глубоко на дно и
зарылась в ил... Вот такая поучительная история.
Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос: чем эта сказка?> Далее вспоминаем, что в сказках всегда зашиф-
ровано много важной для нас информации и начинаем игру зочные уроки>. Суть ее в следующем. На примере героев сказка
хочет нас научить чему-то важному и мы должны догадаться -
чему именно. Возьмем, к примеру, Кита. Кстати, как вы считае-
те, хорошо ли для него закончилась история? Многие дети (и
даже взрослые) говорят, что Моряк плохо обошелся с Китом:
разве это по-человечески вставлять в глотку решетку? пожалуйста, - спрашиваем мы ребят, - что было бы с Китом,
если бы Моряк не вставил ему в глотку решетку?> раньше, рыбу>, - отвечают они. съел всю рыбу, ведь именно поэтому ему и пришлось "попробо-
вать человека">. Ребята задумываются и отвечают: умер бы с голоду>. вставил Киту решетку в глотку, бедняга Кит умер бы с голоду, -
задумчиво повторяем мы. - Странно, как же так, на первый
взгляд неприятное событие, оказалось жизненно важным для Кита?
Чему же нас сказка хотела научить?>
Самое важное для нас - создать ситуацию, в которой ребе-
нок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуа-
ции. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет од-
нозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может
через некоторое время обернуться благом. Некоторые, читая сейчас
эти строки, могут сказать, а не рано ли ребенку задумываться над
такими вещами, понимает ли он это? Может быть и не понимает,
поэтому нам важно объяснить детям в каких конкретных жиз-
ненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок.
вовали, что вас обидели; вы, может быть, злились на обидчика,
придумывали, как бы ему отплатить. Вспомнили такие ситуа-
ции? А теперь давайте попробуем воспользоваться нашим ска-
зочным уроком: обиженный Моряком Кит получил новую для
себя возможность добывать пищу. Подумайте, а какую возмож-
ность получили вы от своего обидчика. Ответить на этот вопрос
не просто, особенно, если было очень больно. Но сказка нас
10
Глава 1. Общие закономерности работы со сказками
учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчи-
ки помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается,
что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, или...>
Так сказочный урок пришел в реальную жизнь и направил ре-
бенка по пути к осознанию происходящих с ним событий. ресно, а зачем Моряк сделал и вставил эту решетку, ведь он и так
оказался дома?> Если мы не поговорили с детьми о последствиях
для Кита этого действия Моряка, то многие дети могут ответить, что
Моряк вставил решетку в глотку Киту, чтобы его наказать. В нашей
ситуации выходит, что за наказанием скрывается забота.
Теперь мы можем вспоминать, были ли в нашей жизни ситу-
ации, когда за наказанием скрывалась забота.

Было бы отлично, чтобы книга Практикум по сказкотерапии автора Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. дала бы вам то, что вы хотите!
Если все будет нормально, тогда вы можете порекомендовать эту книгу Практикум по сказкотерапии своим друзьям, проставив гиперссылку на данную страницу с книгой: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Практикум по сказкотерапии.
Ключевые слова страницы: Практикум по сказкотерапии; Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн

Наталия Рафальская
Семинар - практикум по сказкотерапии для педагогов на тему: «Сказочный калейдоскоп»

Задачи:

Развитие креативности, творческого самовыражения;

Создание гармонии в группе.

Материалы: листы бумаги Ф4; краски, карандаши, фломастеры; ножницы; клей; журналы; аудиокассета с записью спокойной музыки.

Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Появляются многочисленные статьи в газетах и журналах. Семейные теле- и радиоканалы включают в свои,передачи сюжеты о значении сказок в развитии ребенка. Большинство специалистов системы образования, будь то учитель информатики, иностранного языка или педагог-психолог, стараются использовать в своей работе метафорический язык сказки.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях накапливается положительный эмоциональный заряд, укрепляется социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку существует возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и со взрослыми.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает возможность справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, можно закрыть глаза, и послушать одну сказку (под спокойную музыку).

«Сказка о Волшебнике» (медитация)

«Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но, глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, чего не умели другие. Он разваривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Многие приходили к нему за советом.

Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все.

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.

Как-то раз Волшебник сказал людям:

Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.

Зачем же ты оставляешь нас? - грустно сказали люди. - Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости, - попросили они.

Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, -- вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете? Все, что нас окружает, живет в своем Ритме. И свой ритм у каждого из нас.

Люди замерли, закрыли глаза и услышали, как дышит земля ровно и спокойно, как плещутся о берег волны - то быстро, то неторопясь. И главное, каждый из них услышал собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание. И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.

Удивительное и Волшебное растет внутри нас, - с восторгом сказали они Волшебнику.

Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. - Ведь Волшебство - это умение слышать и чувствовать Ритм Природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой Ритм и разбудить Творца, живущего внутри каждого, и начнется Волшебство.

А как мы будем им пользоваться? - спросили люди.

Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, а потом вылепить его из глины, - ответил Волшебник. - И постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться.

Можно научиться слышать внутренний Ритм другого человека, находить соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.

Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность.»

И сейчас я хочу предложить вам прислушаться к себе, почувствовать внутри себя жизнь 4 стихий: земли, воды, огня, воздуха. Для того, чтобы они ожили, вам сейчас нужно разбиться на четыре группы (по кругу). Каждая группа покажет мощь, красоту и необходимость одной из стихий в нашей жизни.

Подгруппы проводят небольшую репетицию и разыгрывают действие перед остальными участниками.

Обсуждение:

Как вы выбирали роли?

Кто первый предложил что-то использовать?

Как создавался сюжет?

«Анонимный подарок» (рисование)

«А сейчас возьмите, пожалуйста, листы бумаги и попробуйте изобразить те чувства, которые вы сейчас испытываете. Все, что вам может понадобиться, вы можете найти на столе».

Включается запись спокойной музыки, участники групп выполняют работу на тему «Мои чувства». Каждый участник должен быть занят только своей работой. После того как рисунки будут готовы, всем участникам группы предлагается перенести их в специальное место. При этом авторы работ сохраняют анонимность. Каждый участник группы рассматривает все работы и выбирает ту, которая пробудила в нем отклик, желание подарить подарок. После этого участники группы изготавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут их на те работы, которые им приглянулись. Если чья-то работа осталась без подарка, группа для этого участника делает коллективный подарок.

«Посмотрите, какие чудесные творения у вас получились. И пусть все то, что вы здесь создали, в повседневной жизни помогает вам лучше понимать себя».

Литература:

Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб. : Речь, 2007.