» » Аварийные знаки туризм. Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация. Подача сигналов бедствия с использованием специальных средств

Аварийные знаки туризм. Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация. Подача сигналов бедствия с использованием специальных средств

Гребенщикова В.М.

МОУ СОШ № 31,

Г.Карталы


Находясь в экстремальной ситуации ни на минуту не теряйте надежды на помощь

Нужно постоянно быть готовыми к подаче сигналов спасателям и помочь им себя обнаружить как можно раньше


  • Чтобы подать сигнал своевременно, топливо для костра заготавливается заранее.
  • Его складывают на открытых местах: поляне, вершине холма, речной косе.




Пиротехника .

Мало найдется аварийных наборов, в комплект которых не входили бы одна или несколько парашютных ракет.


Сигнальный огонь

Для подачи светового сигнала бедствия можно использовать фотовспышки, вмонтированные во многие современные фотоаппараты. Фотовспышки отличаются сильным, но очень коротким световым импульсом, который можно принять за случайный блик. Отсюда очень важно, чтобы сигнал периодически повторялся. Давать его надо на максимально возвышенном и оголённом участке местности. Очень хорошо, если отражающий фон будет светлый.


Заслуженным признанием пользуются патроны сигнальные ночного- дневного действия

Существуют специальные фальшфейера, факел -свечи, дымовые шашки, которые горят иногда до десяти и более минут и дольше


СИГНАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО . Одно из самых эффективных средств сигнализации! Но его надо иметь!

С самолета, летящего на высоте 1-1,5 километра, световой «зайчик» обнаруживают на расстоянии до 25 километров, то есть раньше, чем любой другой визуальный сигнал.




СИГНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДА . Геометрические фигуры международного кода выкладываются из лапника на снегу или вытаптыванием снега, выламыванием или вырубкой кустарника, но обязательно на открытом месте.





Бутылочная почта В пустые бутылки закладываются записки с указанием даты и места и обстоятельств аварии. Бутылки плотно закрываются и бросаются в воду на волю случая. Известно несколько случаев, когда благодаря подобному способу потерпевших бедствие обнаруживали и спасали.



  • Возле лагеря, на вершинах отдельно стоящих или возвышающихся над лесным массивом деревьев, можно повесить флаги-сигналы, сшитые из пёстрых кусков ткани. Так же вокруг лагеря на ветках деревьев можно развесить яркие предметы, фольгу, всё что может привлечь внимание.
  • Хорошо различимы сверху большие оранжевые или пёстрые полотнища, растянутые с помощью длинных верёвок над озером или рекой параллельно поверхности воды. Например, одна сторона полотнища привязывается к кустам и деревьям, растущим на берегу, другая - к кольям, вбитым в дно водоёма.

Если во время путешествия вы заметили "чужой" сигнал бедствия - примите все меры по оказанию помощи.


  • Ильин А- "Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»
  • А.А.Ильичёв "Большая энциклопедия выживания в экстремальных условиях "

Сигналы бедствия

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры - самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров - гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало - гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица .

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации .

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

    «Вас вижу» - вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

    «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» - полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

    «Идите в указанном направлении» - полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

    «Вас понял» - покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

    «Вас не понял» - полет «змейкой» или две красные ракеты.

    «Обозначьте направление посадки и место приземления» - пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

а - «Место, где прошли»;

б - «Повернуть налево»;

в - «Повернуть направо»;

г - «Осторожно, опасно!»

ФИО: Мистрюкова Алёна Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп

Должность: Преподаватель -организатор ОБЖ

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Урок № 15

Тема: Сигналы бедствия

УМК: учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа. 2014

Цель: Познакомить учащихся с международными сигналами бедствия

Цели урока:

Образовательные :

Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия

Порядок и правила поведения в условиях автономного существования

Развивающие:

Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование мотивации изучения ОБЖ;
Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Предметные результаты

Ученики научатся:

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

Ученики получат возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Р аботать в паре, логически излагать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые технологии: технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием «толстых и тонких вопросов», метод «зигзага», прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), групповая работа.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Время

1.Организационный момент

приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения;

Организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Прежде чем приступить к уроку я предлагаю вам дать себе установку: «Я нахожусь на уроке ОБЖ, готов к восприятию, изучению, пониманию учебного материала, а все остальное я смогу сделать позже!»

Включаются в деловой ритм урока.

2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

А теперь давайте попробуем все вместе понять чем же мы будем с вами заниматься на уроке?

Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! НО ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ЭТОТ ОСТРОВ НЕОБИТАЕМ, А У ВАС С СОБОЙ НЕТ СОРЕДСТВ СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ. Вдруг вы увидели в небе над островом самолет.

Давайте попробуем выяснить вместе с вами, что поможет нам привлечь внимание летчиков (пассажиров самолета) к себе?

Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д)

отвечают на вопросы, делают выводы

Ученики воспроизводят имеющиеся знания; делают вывод, что знаний по данной теме недостаточно.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы .

Тема: Сигналы бедствия

Цель: умение подавать сигналы бедствия

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4.Открытие нового знания.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО!

Кто вспомнит чем мы можем подать сигналы
Костер, дым, башни рации, телефоны и т.д.

Таким образом - можно воспользоваться сигнальным костром.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения.
Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного.
И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - виден издалека.

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м.

Как правильно сложить сигнальный костёр? Основа любого сигнального костра - самый обыкновенный костёр «колодец». Но следует учесть,что ваш костёр должен иметь достаточно большой размер: не менее одного квадратного метра. В основании «колодца» разумнее положить толстые брёвна. Между брёвнами лучше всего сложить «шалаш»: он обеспечит высокую температуру пламени для разгорания «колодца».


А как поступить, если Вы находитесь в лесу?

Дым от костра – тоже хорошее средство для подачи сигнала. В пасмурную погоду хорошо заметен темный дым, который получается, если добавить в костер куски резины, покрышек, пластик, зеленые листья, ельник. А светлый дым хорошо различим в ясную погоду – для его получения нужно добавить мокрый мох, траву, ветки в разгоревшийся уже костер.

Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире. Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки).

Итак, давайте приступим. Попробуем прохлопать сигнал (слайд … --- …). - (2-3 раза). Как видим – ничего сложного он не представляет.

СИГНАЛ S0S МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ЛЮБЫМИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ Длина символа должна быть не менее 6м, ширина – не менее 0,5м.

Помимо сигнала бедствия SOS существуют еще и сигналы бедствия передаваемые жестами их 12 .

А также международные символы бедствия.

5.Первичное осмысление и закрепление знаний

Конечно для проверки как в ы усвоили новую тему предлагаю решить ситуационные задачи. печатный вариант выдается каждому учащемуся.

Выполняют задание в группе.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

7.Рефлексия

Ученикам предлагается подвести итог урока. Организует самооценку учебной деятельности.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Сегодня на уроке я узнал?

мне было трудно?

Наш урок подходит к концу. я думаю, что с поставленной целью мы с вами справились. ну и конечно главным итогом нашего с вами урока являются не оценки которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Размышляют, отвечают, слушают.

Групповая работа

Вариант № 1.

А) Б) В)

Г) Д)

А) Б) В) Г)

А)Нужны продукты и вода

Б) Идем в этом направлении

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Нужны медикоменты

Д) Не понял

Вариант № 2.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач

Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения

В) Вас не понял, повторите сигнал

Г) Требуется оружие и боеприпасы

Д) Пытаемся взлететь

Вариант № 3.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма

Б) Требуются карта и компас

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Судно серьёзно повреждено

Д) Требуется карта и компас

1.Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач- Лежащая фигура человека лицом к верху

2.Нужны продукты и вода- Сидящая на корточках фигура человека

3.Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения- Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч

4.Идем в этом направлении- Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения

5.Здесь можно совершить посадку- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны

6.Здесь садиться нельзя, опасно -Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N - «нет».

7.Вас не понял, повторите сигнал.- Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и сложены крестообразно

8.Вас понял, выполняю- Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища

9.Требуются карта и компас- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища

10.Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны

11.Нужны медикаменты- Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед

12.Нужна радиостанция, питание к ней- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены

Международная кодовая таблица сигналов

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

Сигнал делается из разложенных на земле запасной одежды, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря - из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей. Сигнал можно выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею (при этом сам дерн можно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину). На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона , на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

Для общения с пилотами есть специальная система - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация .

  1. Прошу взять на борт.
  2. Требуется техническая помощь.
  3. Здесь удобно произвести посадку.
  4. Всё в порядке.
  5. Вас понял, выполняю.
  6. Располагаю радиостанцией.
  7. Здесь приземляться опасно.
  8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
  9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
  10. Нет.
Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS , или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала - минута отдыха - и снова три сигнала.

Международный сигнал бедствия, принятый в горах , выглядит иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры

Самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров


Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы

Наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Сигнальное зеркало

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Международная кодовая таблица

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации .

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

  • «Вас вижу» — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
  • «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
  • «Идите в указанном направлении» — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.
  • «Вас понял» — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.
  • «Вас не понял» — полет «змейкой» или две красные ракеты.
  • «Обозначьте направление посадки и место приземления» — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы

Используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

  • а — «Место, где прошли»;
  • б — «Повернуть налево»;
  • в — «Повернуть направо»;
  • г — «Осторожно, опасно!»